Статья 12. образовательные программы

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Пошаговая инструкция получения дополнительного образования

Сразу же нужно отметить, что все программы такого характера разработаны с учетом того, что человек уже имеет определенные профессиональные умения и навыки. При выборе программы оценивайте основные ее элементы – структуру обучения, возможность получения образования дистанционно, стоимость, количество часов и пр. Не стоит отдавать предпочтение тем программам, которые базируются на нескольких семинарах, так как результатом их прослушивания не может стать диплом необходимого формата. Обязательно проверьте все данные об образовательном центре. Если вы стремитесь к тому, чтобы в дальнейшем, на основании полученного образования получить профессиональный рост возможностей, то вам непременно нужно внимательно оценить наличие аттестации обучающего центра и лицензии. Основным элементом сотрудничества с центром будет подписание договора. Внимательно изучите его содержание. Помните о том, что в договоре должны быть прописаны все нюансы получения образования, данные о формате документа, который выдается по окончанию, а также все данные, которые касаются вопроса оплаты.

Шаг 2: Подача заявки

После того, как вы полностью оценили все нюансы образовательной программы, вам нужно выполнить следующие действия:

  1. Составить заявление;
  2. Предоставить пакет документов (по требованию образовательного центра);
  3. Подписать договор;
  4. Оплатить обучение.

Заявление сегодня можно составить в электронной форме, также можно в образовательный центр отправить сканы документов. После чего, комиссия примет решение о возможности вашего зачисления. Обязательно нужно оговорить условия оплаты. Некоторые центры предлагают возможность оплаты целиком, частями, помесячно и даже в рассрочку. Данный вопрос нужно оговорить заранее. И все нюансы по оплате непременно должны быть отражены в договоре.

Многие указывают на то, что рациональным решением станет предоставление оригиналов и копий документов в офисе, где можно сразу же осуществить процесс общения со специалистом, после чего сразу же будет подписан договор сотрудничества. Точный список документов будет зависеть от индивидуальных требований обучающего центра. Чаще всего требуются документы, подтверждающие личность, книжка трудовая, студенческий билет или же документ о получении образования.

Что касается стоимости подобного обучения, то разброс цен очень значительный. Есть курсы, стоимость которых составляет не более 3.5 тыс. рублей, есть также варианты обучения до нескольких сотен тысяч. Все зависит от выбранного направления, актуальности профессии и пр.

Шаг 3: Прохождение обучения

В процессе составления и подписания договора сотрудничества определяется форма обучения. От выбранной формы и зависит порядок получаемых знаний. Если вы решили использовать вариант дистанционного обучения, то все материалы будут предоставляться вам по индивидуально разработанному графику. Также вы сможете удаленно проходить определенные тесты, на основании которых будет определен уровень усвоения знаний. Материалы предоставляются в специализированном порядке. Каждый студент получает логин и пароль от личного кабинета, после чего, осуществляет процесс обучения посредством доступа в данный кабинет.

Курсы повышения квалификации как правило, рассчитаны на 72 часа и более. Если же речь идет о профессиональной переподготовке, то срок обучения составляет от 500 часов.

Шаг 4: Итоговая аттестация

После окончания обучающего процесса обязательно производится процедура аттестации. В данном случае могут быть использованы различные формы – экзамен устного формата, письменная работа, тестирование. Нужно отметить то, что обучающая организация самостоятельно выбирает вариант проведения аттестации, сведения о данном виде проверки знаний отражаются в программе или же договоре. По окончанию курсы и после того, как аттестация будет успешно сдана, обучающийся получает документ соответствующего формата.

Формы дополнительного образования

В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:

  • повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
  • освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.

Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании

Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.

При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.

Роль и значение дополнительного образования

Ошибочно думать, что организации, предоставляющие услуги дополнительного обучения, выполняют только образовательные функции. Помимо всего прочего они отвечают за:

  • духовное, патриотическое и трудовое воспитание детей;

  • профессиональную ориентацию подростков;
  • развитие детского творческого потенциала;
  • организацию детского досуга;
  • повышение квалификации, переподготовку и стажировку специалистов;
  • получение новых знаний и развитие профессиональных навыков в определенной сфере всех категорий населения.

На данный момент дополнительное образование в России можно получить в таких формах обучения как:

  • очная (дневной, вечерний формат или школа выходного дня);
  • дистанционная;
  • заочная.

Ну а теперь давайте вернемся к основной теме нашей статьи и перечислим наиболее востребованные сегодня в нашей стране формы дополнительного обучения.

Дополнительное образование детей

В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.

Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.

В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.

Как получить ДПО?

Выбирая организацию и программу обучения, следует ориентироваться на несколько вещей:

  1. стоимость;

  2. длительность обучения (краткосрочные или долгосрочные курсы профпереподготовки);

  3. вид документов, которые будут выдаваться по окончании курсов;

  4. наличие у образовательной организации лицензии от Рособрнадзора.

От этого во многом зависит качество и полезность получаемых знаний и навыков.

Для поступления требуется комплект документов:

  • заверенная у нотариуса копия паспорта;

  • заверенная копия документа о получении высшего или среднеспециального образования;

  • заверенная копия трудовой книжки (если вам их выдавали на другую фамилию – например, она изменилась после свадьбы, – надо приложить копию документа об ее смене);

  • копия студбилета или справка из деканата для студентов.

Если обучающая организация расположена в вашем городе, следует уточнить список необходимых документов, подать их и произвести оплату лучше прямо в офисе. В остальных случаях удобнее воспользоваться формой, размещенной на сайте учреждения, – с вами свяжутся, ответят на интересующие вопросы и вышлют квитанцию или реквизиты.

Документ о получении ДПО выдается после итогового испытания – это устный или письменный экзамен, либо тестирование.

Как выбрать место учёбы и не прогадать?

Как уже говорилось, сегодня рынок радует многообразием центров ДПО и программ подготовки. Однако у этого образовательного пиршества есть и обратная сторона – нечистые на руку дельцы не упускают возможность обмануть граждан и продать им воздух. Единственный же способ избежать встречи с мошенниками и сохранить свои время и деньги – бдительность.

Таким образом, не ленитесь внимательно ознакомиться с сайтом, представленными документами. Проверьте образовательную лицензию, сравните реквизиты, адреса, почитайте отзывы на соответствующих ресурсах. Одним из маячков качества служит наличие организации в реестре ФРДО. Отметим, что реестр был создан как раз для того, чтобы отсеять всех недобросовестных участников образовательного рынка, поэтому если учебный центр включён в ФРДО, он доказал качество предоставляемых услуг. Так, всем представленным требованиям отвечает Академия СНТА, следовательно, обучение в ней гарантирует получение качественного дополнительного профессионального образования отвечающего всем образовательным и профессиональным стандартам.

Проблемы системы дополнительного образования в школе

Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин «дополнительное образование» воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.

Чтобы «отчитаться» о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.

Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.

Наиболее популярные программы дополнительного образования

Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:

физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы

Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике

Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.

Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной – от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Подробности

Определение видов обучения

Дополнительное образование в виде курсов – это достаточно интенсивный формат. Для людей, которые стремятся получить практические знания, подойдут семинары и тренинги. Здесь большой упор делается на выдачу практической части курса.

Важно! Тренинги и семинары построены так, что обучающий процесс – это анализ действий и ситуаций. Обязательно предусмотрена обратная связь для слушателей, на примере других людей здесь всегда можно подчерпнуть что-нибудь для себя

Мастер-классы обычно ведут эксперты в своей области. Их методики подачи материала позволяют слушателям участвовать в искусственно созданных ситуациях для получения опыта в их решении.

Для авторских программ характерны две цели:

  • удовлетворение меняющихся детских потребностей;
  • максимальное развитие творческого потенциала;
  • ознакомление с культурными ценностями.

Важно! Детское дополнительное образование, в зависимости от модели, включает в себя несколько обязательных дисциплин для развития

Формы детских занятий

Существуют разные формы и направленности занятий в дополнительном детском образовании:

Кружок – это одна распространенных форм образования. Он может развивать творчески способности или подкреплять предметные знания. В кружках дети распределяются согласно интересам и уровню знаний. Это дает возможность преподавателю применить творческий подход в учебном процессе. Занятия формируются согласно подготовленному плану, но с корректировкой в реальном времени.

Ансамбль является творческим коллективом, который нацелен на музыкально-танцевальные постановки. Такие занятия развивают личность ребенка через эстетическое восприятие.

Театр – это творческая группа, цель которой создание художественного спектакля на сцене для развития творческих способностей. На таких занятиях проводятся уроки по театральному искусству, художественной практике, сценической речи.

В студии объединены люди с общими интересами, с одинаковыми задачами и деятельностью. Здесь также в приоритете развитие талантов в сфере или получение углубленных знаний, в каком либо предмете.

Факультатив – это распространенная форма занятий в дополнительном образовании. Он характеризуется как второстепенный процесс обучения. Факультатив нацелен на удовлетворение детских интересов. Может практиковаться исследовательская деятельность, развитие творческих способностей, изучение иностранного языка, развитие мыслительной деятельности и подготовку к олимпиадам. Они могут организовываться в школе. Любое бюджетное учреждение может проводить факультативы в одном из профилей.

Репетиторство – это форма обучения, которая отличается от общеобразовательной программы, здесь акцент на полностью индивидуальный подход. Такие занятия зачастую платные, и проходят согласно заранее установленному графику. На занятиях потеряется уже пройденный материал в школе и закрепляется путем практических заданий. Репетиторство всегда в приоритете при наличии проблем с конкретным предметом.

Деятельность центров творчества нацелена также на всестороннее развитие детей. Такое дополнительное обучение помогает освоить спортивные дисциплины, творческое искусство. На занятиях могут быть дети с 1,5 лет. Для самых маленьких применяются известные методики по развития мозговой деятельности. Для старшеклассников доступны профильные подготовки к экзаменам.

Сегодня практически каждый обучается дополнительно в разных формах. С новыми технологиями это возможно уже на более высоких уровнях. Знания передаются дистанционно, на онлайн уроках. Для многих это прекрасная возможность учится без отрыва от основной деятельности. Дополнительное образование расширяет кругозор и дает знания, адаптированные под текущее время.

Где получить услугу?

Наиболее распространенный вариант — муниципальные и государственные центры дополнительного образования. Подробная информация о деятельности учреждения в обязательном порядке должна быть размещена на его официальном сайте.

Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.

В широком смысле дополнительное обучение взрослых и детей — универсальный подвид образования и единственный, который может реализовываться любыми лицензированными организациями вне зависимости от их типа и организационно-правовой формы. Таким образом, эти программы вправе реализовывать детские сады, школы (например, программа подготовки к школе), профессиональные организации, ВПО, индивидуальные предприниматели и иные юридические лица.

Повышение квалификации

Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.

Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.

Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.

Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.

Типы дополнительного образования

01.06.2012

Многие считают, что дополнительное образование тождественно второму (или любому другому) высшему образованию. На самом деле это не так, ведь дополнительное образование предполагает определенные типы:

1. Повышение квалификации;

2. Переподготовка профессионалов;

3. Переподготовка и получение дополнительной квалификации;

4. Стажировка;

5. Курсы по овладению необходимыми навыками (краткосрочные или долгосрочные);

6. Второе высшее образование;

7. Дополнительные образовательные услуги.

В зависимости от того, в какую возрастную и образовательную категорию входит потенциальный студент, он может выбрать для себя максимально корректное дополнительно образование.

Повышение квалификации

Данный вид дополнительного образования предусмотрен для специалистов с высшим образованием или средним специальным. Его суть заключается в краткосрочном обучении для владельцев дипломов с высшим образованием (до 100 часов) и в долгосрочном для специалистов со средним специальным образованием (до 500 часов). Соответственно, сроки зависят от степени первичной квалификации специалиста. По окончанию обучения специалисту присваивается определенная категория, которая повышает ценность данного кадра на рынке труда.

Переподготовка профессионалов

Переподготовка предполагает обучение для дипломированных специалистов (высшее и среднее специальное образования), но в контексте обучения человек осваивает новые навыки и получает определенные знания, которые не получил раньше. Обучение занимает около 500 часов аудиторных занятий. Все зависит от ВУЗа, который занимается переподготовкой. В результате, по окончанию обучения человеку выдается диплом о профессиональной переподготовки, который является дополнением к высшему образованию.

Получение дополнительной квалификации

Это практически тоже самое, что и переподготовка профессионалов. Категория слушателей остается та же. Но количество аудиторных часов увеличивается практически в два раза. Это связано с тем, что человек, по завершению обучения, получает диплом о переквалификации.

Стажировка

Стажировку могут проходить специалисты, получившие диплом о соответствующем образовании. Чаще всего это учебно-научная практика в заведениях, которые предполагают работу, соответствующие с дипломными данными специалиста. Это существенно повышает шансы студентов на поиск работы, т.к. стажировка считается опытом работы и серьезной практикой. Сроки стажировки могут длиться от одного до десяти месяцев. Они обусловлены спецификой образования.

Курсы

Мало кто не слышал о курсах. Сейчас есть курсы по изучению определенных дисциплин, по подготовке к поступлению в ВУЗы и т.п. Курсы, по окончанию которых слушатель получает дополнительное образование предполагают обучение от 30 до 100 часов обучения. В результате чего человек получает сертификат о выполненной программе (если это краткосрочные курсы, предполагающие дополнительные знания в конкретной сфере – тайм-менеджмент, заполнение планов и отчетов и т.п.) либо же удостоверение о навыках работы (долгосрочные курсы, которые обучают необходимым навыкам в конкретной сфере).

Второе высшее образование

Второе высшее образование не относится ни к одному из вышеперечисленных. По сути, если у человека есть желание или необходимость получить образование в другой сфере, то предыдущие виды дополнительного образования не дадут возможности этого сделать, по крайней мере, потому что количество часов для обучения слишком мало. Второе высшее образование предполагает обучение от двух до четырех лет обучения (в зависимости от смежности специальностей и количества общих предметов). В результате выдается отдельный диплом, свидетельствующий о получении дополнительных знаний.

Дополнительные образовательные услуги

Сюда входят: подготовительные курсы, олимпиады, классы, лектории, различные обучающие программы. В зависимости от специализации сроки обучения могут быть различными. Категория слушателей может начинаться школьниками и заканчиваться пенсионерами. Это курсы чаще всего, больше для общего развития. Сертификаты об их окончании далеко не всегда играют хоть какую-то роль при приеме на работу. Тем не менее, подобные «школы» реально дают определенные знания и навыки.

Выбирая для себя какой-либо вид из дополнительного образования нужно четко представлять причину данной необходимости. Только это будет обуславливать качество и перспективность полученных знаний.

Цели и значение

Основным назначением организации дополнительных внеклассных мероприятий, кружков, секций и факультативов является раннее обнаружение талантов ребенка, развитие творческих способностей, формирование разностороннего круга его интересов, помощь в профессиональном самоопределении. Система дополнительного образования в современной школе должна:

  • отвечать потребностям детей различных возрастных категорий;
  • помогать раскрывать личный потенциал, творческую жилку;
  • обеспечивать психологический и социальный комфорт учащихся;
  • побуждать к самостоятельному развитию навыков, воспитывать самодисциплину;
  • помогать реализовать потенциал общего образования в процессе углубления и практического применения знаний, которые были получены на уроках.

Ценность такого вида образования состоит в том, чтобы предоставлять детям возможность почувствовать всю важность обучения, побуждает намного более внимательно относиться к занятиям, способствует реализации на практике всех полученных на уроках знаний. Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности

Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности

Ребенок, который имеет возможность проявлять себя с детских лет, во взрослом возрасте вероятнее сможет добиться лучших результатов в профессиональной деятельности и вообще на своем жизненном пути. Хорошая программа дополнительного образования в школе побуждает детей самостоятельно развиваться, способствует повышению статуса ребенка в глазах сверстников, самооценки, формирует привязанность к творческой деятельности.

Постоянная занятость школьника формирует организованность и самоконтроль, дисциплинированность. А совместные занятия (кружки предполагают присутствие нескольких школьников, обычно в группах от 3 и более учащихся) учат работать в коллективе, укрепляют командный дух, развивают ответственность и коммуникабельность.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Какие специальности выбирают выпускники?

По данным поискового сервиса Superjob, выпускники в этом году стремились поступать в ВУЗы, специализирующиеся на подготовке по таким направлениям, как:

  • IT-технологии – 17%;
  • Врачи – 16%;
  • Инженерные специальности – 10%;
  • Юристы – 10%;
  • Учителя – 6%.

Если же говорить о техникумах и колледжах, то наибольшей популярностью у вчерашних школьников в 2019 году пользовались такие направления подготовки, как:

  • IT-технологии или программирование – 17%;
  • Медицинские специальности – 16%;
  • Повара и кондитеры – 7%;
  • Дизайнеры – 6%;
  • Бухучет – 6%.

Такую статистику специалисты Superjob получили на основе опроса, в котором принимали участие 600 респондентов из 150 населенных пунктов России.

Определяем задачу

Первое, что необходимо сделать при выборе потенциального места обучения, – определить, для чего нужно обучение. Сначала может показаться, что тут нет ничего сложного, однако же причины обучения могут определить дальнейшую мотивацию и возможные проблемы с ней. Так, не стоит ожидать, что ребёнок будет с удовольствием ходить на выбранный кем-то другим кружок. Ошибочной и для взрослого человека будет цепочка решений «пойду учиться, потому что надо». Да, возможны ситуации, когда изначальное решение было принято третьими лицами, но и сам обучающийся должен найти свою цель.

После определения цели стоит искать образовательный центр, который ее выполнит. В этом случае не надо довольствоваться промежуточным результатом. Например, если цель состоит в том, чтобы получить новую профессию и стать дипломированным специалистом, тратить своё время на непонятные марафоны, которые не дают никаких гарантий не стоит. Получить новую профессию и подтвердить свою квалификацию дипломом можно после курсов профессиональной переподготовки. Такое обучение предлагает Современная научно-технологическая академия. На базе СНТА работающие специалисты смогу пройти как курсы повышения квалификации по уже имеющемуся профилю, так и профпереподготовку. А дистанционный формат обучения позволит максимально продуктивно внедрить новый вид деятельности в свою повседневную жизнь.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector