Методы исследования курсовой работы

Практические средства

Любая курсовая работа или дипломный проект предполагают исследовательскую деятельность, базой для которой являются теоретические техники и практическая часть. Во введении любого проекта студент должен указать и перечислить использованные им инструменты и средства, а также обосновать сделанный выбор. В любом ВУЗе, как правило, есть методички по написанию студенческих работ, в которых приведено описание и порядок выполнения задания.

Наиболее распространенными практическими способами в науке являются:

  • проведение экспериментов — наиболее эффективный прием, знакомый каждому школьнику с уроков химии или физики и составляющий основу серьезной научной деятельности (предполагает вмешательство в реально существующие условия существования и возникновения объектов или явлений);
  • наблюдение — обязательно при любом познании, позволяет фиксировать и отмечать любые нюансы, важные для работы;
  • измерения — позволяют опытным путем определить характеристики изучаемого предмета, его вес, длину, ширину, объем, рост и другие, получив данные в численных показателях или единицах;
  • опросы и анкетирование — предполагают привлечение большой группы людей, которые должны дать ответы на вопросы с несколькими вариантами, бывают в письменной, устной форме или в режиме онлайн.

К практическим методам также относится моделирование. При его проведении составляется структурированная уменьшенная копия, имитирующая изучаемый объект. Операции могут проводиться как при помощи схем, чертежей и формул, так и в компьютерном режиме. При предметном моделировании исследуются отдельные части и составляющие.

В некоторых отраслях науки используется интервьюирование. Оно предполагает беседу с человеком, у которого можно узнать нужную информацию. Обязательно подразумевается регламентированный характер, вопросы составляются заранее и не предполагают вариантов ответа в отличие от анкетирования. Планирование опросника позволяет без задержек получить ответы опрашиваемого.

Такие методы, как эксперимент и наблюдение, предполагают длительность и создание определенных условий, благоприятных для получения результата и позволяющих действиям повторяться. Именно на неоднократном получении тех или иных данных делаются выводы о свойствах и особенностях объекта.

Гипотеза в курсовой работе: примеры

Если сформулировать свою гипотезу в курсовой сложно, изучите дополнительные примеры:

Пример гипотезы в курсовой работе: педагогика

Тема курсовой работы: Развитие общения со сверстниками детей раннего дошкольного возраста посредством игры

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что общение со сверстниками у детей младшего дошкольного возраста будет эффективнее в совместной игровой деятельности. Для этого мы изучим существующие исследования по теме в своей курсовой работе.

Пример гипотезы в курсовой работе: медицина

Тема курсовой работы: Психофизиологические особенности детей старшего школьного возраста

Гипотеза исследования: Мы считаем, что за последние 12 лет социально-экономические преобразования и формирование «новой школы» должны были привести к изменениям психофизиологического характера у современных подростков. Это утверждение будет проверено в данной курсовой работе.

Пример гипотезы в курсовой работе: русский язык

Тема курсовой работы: Многозначность научно-технической лексики и терминов

Гипотеза: Существует мнение, что далеко не каждый человек способен понять научно-техническую лексику и термины. Главная причина — их многозначность. Соответствует ли это утверждение реальности, мы исследуем в курсовой работе.

Все примеры, представленные в статье, можно скачать в формате Word.

Совсем нет времени думать над гипотезой или писать курсовую работу? Обратитесь к экспертам нашего студенческого сервиса. Они не только выполнят работу любой сложности в срок, но и написать её так, что даже препод-перфекционист высоко оценит вашу курсовую.

Определение методов исследования

Методы исследования – это приемы, помогающие получить, обработать и закрепить новые знания, умения, навыки, которые необходимы для изучения предмета исследования. 

При помощи научных методов исследования, студент сможет:

  • продемонстрировать путь решения поставленных задач и достижения ключевой цели;
  • доказать на практике тезисы, представленные в курсовой работе;
  • представить процесс изучения предмета исследования и научной проблемы;
  • объяснить рассматриваемую проблему и подтвердить свои гипотезы исследования по ее решению.

Общенаучные методы исследования характерны для всех направлений науки, а частнонаучные используются исключительно в конкретных областях, которым свойственны узкоспециализированные приемы.

Что собой представляют методы научного исследования?

Методы исследования — это набор теоретических и практических приемов, с помощью которых получают определенные знания, умения и навыки, а также собирают данные. То есть, это все те способы решения задач проекта и достижения поставленной в исследовании цели.

Благодаря методологии, вы можете соотнести данные исследования с другими фундаментальными науками, в том числе философией, и понять если не степень и уровень, то место своих достижений среди прочих.

Существует огромное количество научных методов. Выбор конкретной методологии зависит от темы, цели и специализации исследовательского проекта.

Примеры

Разберем примеры методов в каждой группе.

Теоретические:

  1.  Абстрагирование. Отбрасывание неважных для ученого свойств изучаемого объекта, заострение внимания на ключевых деталях.
  2. Аналогия. Построение рассуждения на основе сходства двух объектов. Например, если речь идет об экзопланетах, то их можно сравнить с планетами нашей Солнечной системы.
  3. Классификация. Разбиение группы исследуемых объектов на категории. Яркий пример классификации – видовая система в биологии, где все разделяется на царства, группы, рода и т. д.
  4. Обобщение. Переход от конкретики к обобщению для создания вывода. Здесь появляются фразы «в большинстве своем», «чаще всего» и т. д.
  5. Сравнение. Сопоставление характеристик двух объектов. Используется, например, при анализе эффективности станков. Сравниваются старый и новый образцы, рассматривается и сопоставляется каждая характеристика двух агрегатов.

Практические:

  1. Эксперимент. Создание каких-либо условий, чтобы рассмотреть механизм работы изучаемого объекта. Забавный пример эксперимента – погружение тела в воду. Известна история, когда Архимед лег в ванну и заметил, что его тело вытеснило объем воды. Тогда он выскочил голым и закричал: «Эврика!». Главное в эксперименте – его достоверность и возможность повторения другими учеными.
  2. Наблюдение. Непосредственное фиксирование характеристик изучаемого явления в естественной среде. Рассматривать крылья бабочек через лупу – пример наблюдения. Полученную в результате наблюдения информацию можно позже классифицировать или проанализировать.
  3. Моделирование. Построение модели изучаемого объекта. Часто применяется, например, в экономике. Само по себе построение моделей – тяжелый и длительный процесс, потому что модель должна соответствовать действительности с минимально допустимой погрешностью. Более того, если в изучаемой системе присутствуют аномалии (кризисы в экономике, например), то модель должна допускать подобное и не «ломаться» при попытке симуляции крайних состояний исследуемого объекта.
  4. Интервью. Если опрашиваемое лицо является носителем ценной информации, то интервью считается научным методом. Полученные в результате интервью ответы должны быть позже систематизированы.

Богатый выбор методов исследования облегчает написание курсовой работы. Мыслительный процесс во время изучения вопроса неизбежно затронет один из представленных выше методов.

Видео по теме: Методы исследования в курсовой работе

Как определить предмет и объект курсовой работы.

В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета изыскания. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной работы. Тем самым происходит конкретизация проблемы, которую рассматривает автор. Правильная организация подготовки к написанию и раскрытию темы зависит от корректной формулировки данных пунктов.

Каждый объект может содержать в себе несколько предметов. От учащегося требуется определить актуальную проблему, после чего детально рассмотреть ее, оставляя при этом в стороне другие составляющие и стороны объекта.

К примеру, в медицине объектом может выступать человек, а его предметом — опорно-двигательный аппарат, либо любая другая система.

В курсовой объекты и предметы исследования всегда имеют соотношение, как общее к частному. Каждый объект научного исследования предусматривает огромное количество предметов.

Если фонетическая система английского языка выступает объектом, то в качестве предмета рассматриваются дифтонгли, диалектные вариации звукового произношения, согласные и гласные звуки, прочее.

Каждый студент должен правильно определить предмет своей курсовой работы. Таким образом, ему удастся сузить круг поиска необходимого материала. Занимаясь подбором базовой литературы, учащемуся не придется читать тонну книг и просматривать тысячи тематических сайтов. Куда быстрее и проще искать источники по конкретному вопросу.

Как самостоятельно определить объект и предмет

Зачастую, объект исследования указывается в теме курсовой работы. Тогда как из него и определенных целей вытекает предмет. Если объект изначально будет слишком размытым, а предмет чрезмерно обширным, произойдет нарушение логической цепочки взаимосвязей, из-за чего учащемуся не удастся полноценно раскрыть тему курсовой.

Куда более эффективно подходить к формулировке продвигаясь от конкретизации к подробной детализации рассматриваемой проблемы.

Небольшая хитрость: нередко предмет исследования в курсовой работе является повторение темы, либо отделение от нее наиболее важной информации. Наглядные примеры

Наглядные примеры

Для более простого определения предмета и объекта исследования, рассмотрим примеры этих формулировок. Все они касаются исследовательских работ учащихся.

Пример 1

Объектом исследования являются чипсы.

Предмет исследования — влияние чипсов на здоровье человека.

Пример 2

Объект — два гепарда, привезенные в зоопарк из Африки.

Предмет — адаптация и поведение гепардов в условиях зоопарка.

Пример 3

Объект — стерилизованные яблочные соки в упаковке, прошедшие тщательную фильтрацию.

Предмет — состав меди и железа в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Пример 4

Объект — микроклимат в учебных заведениях.

Предмет исследования — условия микроклимата в кабинетах учебного заведения.

Пример 5

Объект — педагогический школьный коллектив.

Предмет — анализ одной из ее характеристик (это может быть образовательный уровень, структура, состав по возрасту, количество человек в коллективе, структура и т. д.).

Подбирая предмет исследования, важно помнить про актуальность и научную новизну. Лучше всего рассматривать малоизученные или вовсе неизученные аспекты

Заключение

В курсовой работе необходимо предельно точно указывать цель и предмет, чтобы рецензенты, а также все заинтересованные читатели смоли правильно составить представление о содержании работы и вопросах, которые в ней рассматриваются. Потому как название курсовой далеко не всегда определяет суть исследования.

Основные методы исследования: классификация

Прежде чем выбирать подходящие именно вам методы, которые составят методологическую базу исследования, стоит вспомнить, какими они бывают.

Все методы делятся на две большие группы:

  • общенаучные;
  • специальные.

Общенаучные методы — те, которые могут применяться абсолютно в любой научной области. Например, анализ, синтез, обобщение, дедукция, индукция и другие.

Специальные, или узкоспециализированные — методы, применяемые только в конкретной научной области.

Давайте посмотрим, какие специальные методы могут использовать в разных научных дисциплинах:

Специальные методы в методологической базе экономики:

Название метода Описание сути метода
Метод экономико-математического моделирования Планировать и прогнозировать деятельность, моделируя сложные экономические процессы.
Экономический анализ Разделять экономические явления на более мелкие показатели, чтобы подробнее изучить их.
Статистико-экономический метод Изучать статистические данные в экономике.
Метод балансовой связи Исследовать показатели, между которыми существуют балансовые связи.
Метод технико-экономических расчётов Планировать показатели, учитывая при этом их определённые технические свойства.

Главные методы в методологической базе истории:

Название метода Описание сути метода
Историко-генетический метод Раскрывать свойства и изменения изучаемого объекта через историческое движение.
Типологический метод Упорядочивать группу исторических объектов или явлений по определённым типам или классам.
Ретроспективный метод Искать причины исторических событий в прошлом, суть подхода — от следствия к причине.
Диахронный метод Объяснять реальные события историческими аналогиями. Суть подхода — от прошлого к настоящему.
Метод актуализации Разрабатывать способы дальнейшего развития, опираясь на уроки истории.

Специальные методы в методологической базе лингвистики:

Название метода Описание сути метода
Логико-семантический анализ Представлять языковые формы в виде образных обозначений и изучать их.
Метод контекстного анализа Изучать, как меняется восприятие языковых явлений в контексте.
Психолингвистический метод Изучать языковые особенности через лингвистическую интуицию его носителей.
Сравнительный анализ Выявлять сходства и различия между двумя и более языками.
Сравнительно-исторический метод Изучать состояние языковых явлений и фактов в разные периоды времени.

Специальные методы в методологической базе юриспруденции:

Название метода Описание сути метода
Историко-правовой Изучать развитие правовой системы в разные исторические периоды.
Сравнительно-правовой метод Системно и комплексно изучать правовую культуру в разных странах.
Формально-юридический, или догматический метод Исследовать и интерпретировать юридические факты, используя специальные юридические термины и конструкции.

Специальные методы в методологической базе психологии:

Название метода Описание сути метода
Беседа Собирать информацию, разговаривая с испытуемым на определённую тему.
Метод психологического эксперимента Изучать поведение и реакции людей, создавая определённые условия, о которых не знают испытуемые.
Самонаблюдение Изучать личностные особенности через наблюдение за собой.

Также существуют междисциплинарные методы исследований. Они отличаются тем, что совмещают методологии, используемые в нескольких научных областях. Например, статистический анализ, культурологический метод, метод моделирования и так далее.

Это лишь некоторые образцы специальных методов, которые могут входить в методологическую базу исследования различных дисциплин. На самом деле их значительно больше.

Как выбирать методы? Хорошо изучить научную область

Описание методов в дипломной работе на наглядном примере

Тема: профилактика дисграфии в детском возрасте при общем недоразвитии речи

Цель исследования: обнаружение предпосылок появления дисграфии в старшем дошкольном возрасте у детей без речевой патологии и с общим недоразвитием речи.

С учетом поставленных задач и сформулированной гипотезы выделены такие исследовательские задачи:

  • Изучение методического и теоретического аспектов проблемы исследования по данным специализированной литературы.
  • Разработка теории и экспериментального исследовательского метода.
  • Изучение различных нюансов устной речи, психических процессов и функций, которые обеспечивают основу для письменной речи, а также классификация обнаруженных у дошкольников недостатков.
  • Обработка экспериментальных сведений.
  • Разработка комплекса методик дифференцированной коррекционной и логопедической работы, которая направлена на развитие предпосылок письменной речи у детей.

Согласно намеченной цели и исследовательским задачам были выделены такие методы:

  • Теоретический анализ методических, психологических и педагогических литературных работ по исследуемой теме.
  • Наблюдение.
  • Анкетирование, беседы.
  • Изучение продуктов детской деятельности.
  • Изучение медицинских и педагогических документов.
  • Экспериментальный метод с проведением эксперимента с определением исходных данных, анализа и обобщения известных сведений.

Заключение

Выше были рассмотрены далеко не все методы, которые можно было бы задействовать при подготовке научных работ. Но с самыми важными и распространенными способами мы вас уже ознакомили. Кроме того, методы исследования в дипломной работе пример также окажется весьма полезным в написании труда.

При выборе методов важно помнить о том, что они должны быть обоснованными научно, но и быть актуальными, соответствовать времени. Применять устаревшие методики совершенно недопустимо

Помимо этого, методы исследования в дипломе должны в полной мере соответствовать задачам исследования, поскольку для решения той или иной конкретной задачи всегда требуется конкретный метод.

И вполне нормально то, что вы можете не знать их всех, поскольку кому и нужно знать эти вещи, так это специалистам.

Методы исследования в дипломной работе

Обратиться за помощью Классификация методов, используемых при написании дипломных работ, довольно широка. Научная литература делит их в широком смысле на:

  • Теоретические
  • Практические

В хороших дипломах, представляемых к защите, обычно можно найти наборы способов исследований, которые включают все разновидности методологии. Такой подход показывает, что студент хорошо ориентируется в классификации и может успешно задействовать все доступные средства для обработки информации. Рассмотрим основные приемы научной работы.

Теоретические методы исследования

Теория является первой остановкой в начале работы над дипломом. Студенту предстоит найти, систематизировать, изучить горы литературы, содержащей размышления и исследования ученых, работавших над проблемой до него. Это сложная, кропотливая работа. Без точной выработки методологии результаты бывают плачевные.

Как сформулировать проблему в курсовой работе

Написать проблему в курсовой — несложная задача, если помнить о важных правилах:

формулировать проблему так, чтобы она исходила из существующей ситуации, которая не соответствует идеальным, желаемым условиям;
необходимо не только описывать проблему, но и показывать, почему она появилась;
уделять формулировке самой проблематики немного места – максимум пару предложений;
следить, чтобы проблема обозначала вопрос, требующий решения;
помнить, что проблема должна быть реалистичной и разрешимой, иначе ваше исследование зайдёт в тупик;
формулируя проблематику работы, важно учитывать последствия, которые могут иметь предложенные решения.

Предлагая решение проблемы, всегда думайте о последствиях

А чтобы было проще формулировать проблему в курсовой, можно использовать следующие речевые клише:

  • проблема заключается в следующем…;
  • при исследовании авторы выявили такую проблематику…;
  • проблема изучения лежит в области…;
  • в какой мере эта проблема воздействует…;
  • проблема видится в следующих закономерностях…

Эти и другие фразы помогут студенту чётко обозначить проблему в своей работе и не ломать голову, подбирая необходимые слова.

Для усиления проблематики можно использовать статистические данные по теме, которые покажут всю сложность и актуальность вопроса.

Количественные исследования

Данный вид исследования характеризуется тем, что собранные данные обычно выражаются в цифрах и графиках для подтверждения теорий и предположений. Собранные данные являются фактической информацией по теме. В рамках данного метода фактическая информация может быть собрана различными способами:

Опросы. Опросы состоят из списка вопросов с многовариантными ответами или рейтинга, которые могут задаваться лично, по телефону или через Интернет. В своем докладе, прежде чем представить полученные данные, Автор может ознакомить читателей со следующей информацией:

–когда и где проводился опрос;

–сколько времени потребовалось участникам, чтобы ответить на вопросы;

–количество ответивших, и т. д.

Кроме того, Автор может включить форму анкеты в приложение к своей работе, чтобы читатель мог точно знать, какие данные были собраны.

  • Эксперименты. В данном случае тестирование для получения данных проводится в контролируемой среде. Этот тип данных используется для ситуаций, в которых переменные контролируются и управляются для установления причинно-следственных связей. Целесообразно будет включить в доклад полную информацию о том, как проводится эксперимент (например, между субъектами или внутри субъекта), какие инструменты, методы и процедуры использует Автор для проведения теста.
  • Существующие данные. Идёт сбор данных для исследования из существующих источников (например, публикации или архивные данные). После того как данные были представлены в докладе, необходимо предоставить информацию об источнике, каким образом изначально были получены данные, и какие критерии использовались Автором для выбора диапазона дат.
  • Наблюдение. Предполагает наблюдение за людьми в их естественной среде, где переменные не могут контролироваться.
  • Контент-анализ (анализ содержания). Предполагает систематическую регистрацию наличия определённых слов или текстов для анализа моделей общения.

В количественные исследования можно включить следующую информацию:

  • как были подготовлены данные;
  • программное обеспечение, используемое для анализа данных (например, Stata или SPSS);
  • использованные статистические методы (например, регрессионный анализ).

Пример количественного исследовательского подхода.

Рассмотрим такой сценарий. Автор опрашивает около 300 студентов в своём университете и задаёт им вопросы типа: «Как Вы оцените профессиональные навыки своего преподавателя по шкале от 1 до 5?»

Исследователь может выполнить статистический анализ данных и сделать следующий вывод: «В среднем студенты оценили профессиональные навыки своих преподавателей на 4.4 балла».

Суть понятия

Методы научного исследования — определенный набор инструментов, которыми руководствуется студент для полноценного раскрытия темы работы. Правильный их выбор – залог достижения поставленных целей научного труда.

На какие группы делятся методы исследования курсовой работы?

В науке существует три группы: специальные, общенаучные и универсальные.

  1. Специальные методы не могут быть использованы при решении общенаучных вопросов – они применимы только в конкретных отраслях знаний. К примеру, если мы пишем работу по химии, то во вступлении целесообразно упомянуть методы качественного и спектрального анализа. В курсовой работе по биологии, вероятней всего, будет использован метод биоиндикации, а по физике – метод физического моделирования.
  2. Универсальные методы. Редко применяются в процессе написания курсовых работ, поскольку имеют больше философскую подоплеку, нежели научную. Чаще всего используются в диссертациях.
  3. Общенаучные методы исследования курсовой работы широко распространены в научно-исследовательской деятельности и в других сферах (дедуктивный метод расследования, анализ состояния рынка труда и прочее).

Какие методы относят к общенаучным?

  1. Анализ – выделение из целого объекта отдельных его составляющих (свойств, признаков, функций и т.п.) для получения максимальной информации о нем. По характеристикам можно делать сравнительный анализ. Например, сравнение функций органов государственной власти и местного самоуправления. Или, отличие клинической смерти от биологической по основным признакам.
  2. Синтез – метод, прямо противоположный описанному выше. Предполагает объединение совокупности выделенных ранее характеристик (сторон, отношений) в одно целое. Пример: ссылаясь на признаки правонарушения, совершенного гражданином N, мы можем отнести его деяние к преступлениям средней тяжести.
  3. Классификация – объединение исследуемых объектов или их характеристик в группы по одному или нескольким критериям. Данный метод находит применение практически в каждой курсовой работе. Особенно широко применяется в описательных науках: географии, биологии, геологии. Нередко встречается и в юриспруденции.
  4. Обобщение – отнесение нескольких объектов к одной категории на основании определения схожих свойств и (или) признаков. Яркий пример: категории «семейство», «род», «вид» в биологии.
  5. Аналогия – метод, базирующийся на умозаключениях. Если изучаемые объекты имеют схожесть по одним критериям, то, следовательно, они схожи и по другим. Идеальным примером будет принцип аналогии закона в юриспруденции. Его суть заключается в следующем: если действующим законодательством не предусмотрена статья, которая бы регулировала конкретный спор, то для решения вопроса судом могут быть применены нормы, регулирующие похожие правоотношения.
  6. Моделирование. Изучить объект будет намного проще по его уменьшенной модели, нежели по оригиналу. Метод моделирования применяется для наглядного представления исследуемого объекта. Модель должна соответствовать оригиналу по тем свойствам, которые важны для изучения, но может и отличаться от реального объекта по другим параметрам (к примеру, размерам). Находит применение в работах студентов, которые учатся на инженеров, архитекторов и строителей. В этом случае работа может состоять из теоретической и практической части. Чаще всего практика заключается в создании макетов архитектурных или инженерных сооружений (здания, мосты и т.п.)
  7. Эксперимент. Изучение объекта путем испытания не в реальной среде, а в особых условиях (чаще всего контролируемых). Путем эксперимента можно без серьезных потерь получить важнейшую для исследования информацию. Допустим, нужно проследить химическую реакцию при взаимодействии нескольких реагентов.

Этот перечень можно продолжать еще очень долго: наблюдение, дедукция, индукция, описание, прогнозирование – выбор за вами.

Как правило, в курсовой работе целесообразно использовать не более 4-5-ти методов. Но если вы считаете необходимым указать больше – пишите по факту.

Если вы испытываете трудности с определением методов исследования, которыми руководствовались при написании курсовой работы, помните: эту помощь всегда можно получить у нас!

Материалы по теме:

  • Как написать курсовую работу по психологии самостоятельно?
  • Как грамотно написать введение для курсовой работы?
  • Узнай, как написать курсовую самостоятельно, и стоит ли это делать
  • О чем писать в заключении к курсовой работе?
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector