Методы исследования в дипломной работе

Содержание:

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Практические средства

Эмпирические методы применяют в экспериментальной части исследовательской деятельности. Они исследуют практику и её результаты. На основании полученной информации и теоретических средств делают умозаключения.

Известные практические способы:

  • Эксперимент. Самый действенный приём выступает главной составляющей для серьёзной научной деятельности. С его помощью исследователь вмешивается в настоящие условия действия и возникновения явлений. Главные принципы эксперимента — повторяемость и доказательность. Для опытов создают определённые условия. Этот метод наглядно демонстрирует и открывает то или иное свойство предмета. Действия во время проводимого эксперимента должны иметь возможность повторяться.
  • Наблюдение. Это средство применяется при любом научном познании и выступает ключевым исследовательским методом. Наблюдателю необходимо смотреть за нужным объектом и фиксировать все важные для работы нюансы.
  • Измерение. С помощью этого метода фиксируются любые физические параметры объекта (длина, ширина, вес, рост, объём). Полученные результаты выражаются в численных показателях и единицах измерения.
  • Моделирование. Модель представляет собой уменьшенную и структурированную копию или имитацию изучаемого объекта. Предметное моделирование предполагает исследование отдельной части аспекта. При знаковом способе используются чертежи, схемы, формулы. Третий вид заключается в мысленных процессах или операциях, проводимых на компьютере.
  • Интервью. Сущность метода — личный разговор с человеком, который может донести нужную информацию. Индивидуум может выступать объектом исследования. Интервью отличается регламентированным характером. Во время разговора человек отвечает на вопросы. Интервьюер заранее их формулирует, чтобы без задержек получать необходимые ответы.
  • Беседа. Приём напоминает интервью, но он обладает более непринуждённым характером. Во время беседы интервьюер может задавать спонтанные вопросы и озвучивать своё мнение.
  • Анкетирование, опросы. Методы охватывают большую группу людей. Оба способа включают заранее составленные вопросы, которые иногда задаются с несколькими готовыми вариантами ответов. Но есть между этими методами и отличия. Анкетирование для респондентов проводится только в письменной или компьютерной версии, а опрос может быть и в устной форме.

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Другая методология

По академику А.Я.Флиеру методы, используемые при написании дипломной работы делятся на гуманитарные и социально-научные.

Гуманитарные методы

  • Исторический – описание истории культуры в соответствии выстраивания линейно-хронологической последовательности явлений и событий.
  • Герменевтический – изучение культуры с помощью раскрытия и дешифровки первоначальных смыслов культурных явлений зародившихся при создании.
  • Феноменологический – исторические культурные факты трактуются в точки зрения явности их наблюдателю и ищутся смыслы в них, актуальные вне исторической связи.
  • Историко-психологический – изучение исторической динамики культуры с позиций выявления в ней стадийных цивилизационных типов социально обусловленных сознанием и состоянием психики.
  • Культурный символизм и постструктурализм – в данной методологии материал интерпретируется в контекстуальных рамках, устанавливаемых авторами исследований по различным основаниям. Методология трактует его как предельно неполный по своей символико-смысловой познаваемости.

Научные и социальные методологии

  • Эволюционизм – культура исследуется с позиций признания ее прогрессивного роста через поэтапное усложнение структур (формационная теория, ответвления эволюционизма, неоэволюционизм, диффузионизм, культурный материализм).
  • Волновые и циклические модели культурной динамики – культуры описываются в качестве отдельных самодостаточных цивилизаций. Происходящие в них процессы представляют собой замкнутый цикл или повторяющиеся волновые движения.
  • Структурный функционализм – интерпретирует культурно-исторические процессы как фундаментальные и решающие имманентные социальные задачи по удовлетворению потребностей и интересов людей.
  • Структурализм – занимается описанием культурно-исторических объектов с позиций поиска в них соотношения понятийного и вещественного аспектов, анализом устройства культуры как системы знаков.
  • Пограничные методологии – занимаются определением новых проблемных областей культурно-исторической науки, постмодернизма.

Особенности написания методов в дипломной работе

Вышеописанные методы познакомили вас с ними и дали понимание по использованию их в вашем дипломном проекте.

Примеры речевых конструкций, используемые при формулировке методов исследования и методологии:

  • В основе данной работы находятся положения … методологии.
  • работа основана на определенных положениях … методологии
  • методологическая база/основа исследования составлена положениями … методологии
  • В работе / исследовании используются следующие методы …, методы исследования – это… и т.п.

Желательно в работе указать, какие деятели науки изучали данную проблему. В истории исследования положительным будет упоминание исторического контекста или рассказа, что смогли добавить к предыдущим данным современные авторы. Упоминание ученых следует приводить в хронологическом порядке.

Ниже приводим список стандартных конструкций, применяемых при написании методов исследований:

изучение … относится к …,
в … веке … были подробно описаны и изучены …,
проблемами … занимались изучением …,
большой вклад в исследование проблемы … внесла …/внес исследование/работа/труд …,
важное значение имеют труды …,
работы недавних лет позволяют говорить о …,
опыт истории … указывает, что …,
в текущее время преобладающей точкой зрения является …,
данный подход типичен для …,
начало изучению данного вопроса было связано с трудами …, в работах …,
значительное место в работах … занимает теория …,
в числе изучаемых в этом русле задач можно назвать …,
……. подробно описано в работах …,
связь …приведена в … и т.д.. При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

При написании заключения упор необходимо сделать на описание структуры работы следующими типичными конструкциями:

Структура работы, определенная вышесказанным, состоящая из введения,…, глав, списка литературы, заключения, приложений (указываются, если есть в работе).
Задачи, цели и логика исследования определили структуру работы, состоящую из…;
Во введении пишется характеристика работы, важность темы и социальная значимость. Определяются задачи, цели, методологическая основа и методы исследования, приводится краткий обзор изученности темы.
первый раздел посвящен …,
В третьей главе говорится/рассматривается о …, во второй главе были рассмотрены…, третья глава начинается с  …, затем…;
В заключении представлены выводы по проекту / в заключении описаны основные выводы и т.п.

Когда можно писать в своей работе не научно-методические, а научно-методологические основы исследования?

Если наука, в которой выполняется исследование, является методологической, то и научно-методический ап­парат такой науки может быть назван научно-ме­тодологическим. То есть если в вашей науке развита система принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины или системы научных дисциплин, то смело можете говорить о научно-методологических основах вашего исследования, поскольку в вашей науке все это давно существует, общепринято и может быть реализовано в качестве инструмента, доступного для вас в рамках вашего исследования.

Но при этом, вы не должны говорить только об одном перечне методов, применяемых в вашем исследовании, разумеется, научно-методологические основы – это не просто набор и не перечень методов исследования!

Понятийный аппарат, понятие, термин, категория, определение, аксиома, постулат – как примеры теоретической базы исследования

Чем отличается понятие от понятийного аппарата? Понятие – это суждение, включающее в себя отличительные признаки изучаемого объекта, в то время как понятийный аппарат – это совокупность не только одних понятий, но и терминов, категорий, определений, аксиом и постулатов, используемых в рамках определенной научной теории.

Термин является «именем», названием определенного понятия в определенной научной области. Откроем словари, для того чтобы уточнить, в каком аспекте можно еще рассматривать понятия. А именно:

1) категория – это основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и познания;

2) определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.

Разумеется, все это создавать заново не имеет смысла, хотя и не запрещено. Но как правило, для того, чтобы быть понятыми, исследователи выбирают понятный и общепринятый в научном сообществе язык, лишь уточняя его при необходимости.

Варианты использования методологии

При выборе приёмов исследования необходимо отталкиваться от темы научного проекта, а также его целей и задач. Теоретические и практические средства должны соответствовать содержанию исследовательской работы. Расшифровывать и прописывать классификационную принадлежность методов не требуется. Также не надо приписывать лишние приёмы, поскольку преподаватель может поинтересоваться, зачем и где они использовались.

Примеры методов исследования в курсовой работе:

  • Педагогика. В курсовом проекте был использован анализ теоретической базы, классификация, аналогия и обобщение полученных результатов. Практическая часть включала методы наблюдения, описания и опроса.
  • Психология. Главными методами этой работы были классификация и сравнительный анализ. Для практической части использовались способы наблюдения, анкетирования, опроса и анализа полученной информации.
  • Юриспруденция. Методологическая основа курсовой работы включает: анализ, аналогию, классификацию и обобщение полученных данных. Частнонаучная методология состоит из сравнительно-правового и технико-юридического метода, а также нормативно-правового анализа.
  • Лингвистика. Методологическая база включает сравнительно-языковой и сравнительный анализ, классификацию, синтез научных концепций и гипотезу.
  • История. Для раскрытия темы этой работы использовались методы сравнительно-исторического анализа, изучения архивных материалов и закрытых фондов Музея боевой славы, интервью ветеранов Великой Отечественной войны и обобщения.
  • Экономика и финансы. В курсовом исследовании использовались следующие методы: анализ, синтез и классификация полученной информации, библиографический анализ и экономические расчёты.
  • Математические дисциплины. Методологическая основа научного проекта включает классификацию, сравнение, синтез, обобщение, математическое моделирование, функциональный анализ и методику дифференциальных уравнений.
  • Информационные технологии. Для курсового проекта применялись научный анализ, классификация, сравнение, обобщение и дедукция. Из специальных методов использовались компьютерное моделирование, системный анализ и информационно-аналитические технологии.

Максимально точные результаты можно получить только с правильно подобранными методами. Они должны соответствовать объекту и предмету исследования, задачам и собранным данным. А также необходимо, чтобы используемые приёмы были научно обоснованными и взаимосвязанными друг с другом. Когда методы соответствуют логике рассмотрения, они дают новые и надёжные результаты для научного исследования.

примеров

Аналитический метод используется в большом количестве различных дисциплин; но в целом, это чаще встречается в тех, которые имеют дело со сложными явлениями и которые не легко наблюдать непосредственно, такие как психология или питание.

В этом разделе мы увидим реальный пример аналитического исследования, которое поможет вам лучше понять, из чего состоит этот метод исследования..

Мета-анализ насилия и видеоигр

В своем исследовании «Влияние жестоких видеоигр на агрессивное поведение, агрессивное познание, агрессивный аффект, физиологическое возбуждение и просоциальное поведение: мета-аналитический обзор научной литературы», опубликованном в журнале «Психологическая наука», Андерсон и Бушман разыскиваются изучить имеющиеся данные о связи между видеоиграми и насилием.

В своем литературном обзоре авторы поняли, что более чем полувековые исследования о воздействии на насильственные сериалы и фильмы дали следующие результаты:

— Даже кратковременное воздействие насилия в СМИ приводит к значительному увеличению частоты агрессивного поведения..

— Дети, которые постоянно подвергаются воздействию насилия, чаще становятся агрессивными взрослыми.

Однако данных о том, вызывают ли видеоигры подобный эффект, недостаточно. Авторы попытались ответить на два вопроса в своем метаанализе: связаны ли жестокие видеоигры с ростом агрессии? И, если это правда, как этот процесс будет работать??

Чтобы собрать все возможные данные по этой теме, ученые изучили более 35 научных статей по таким темам, как видеоигры, насилие, враждебность и просоциальное или поддерживающее поведение. В общей сложности было собрано более 50 независимых образцов с более чем 4000 участников.

Результаты расследования

Мета-анализ показал, что существует прямая связь между воздействием жестоких видеоигр и некоторыми факторами, такими как агрессивное поведение, агрессивные мысли или агрессивные чувства. Хотя причина этих отношений не известна, результаты показывают, что это действительно существует.

Однако из-за ограничений этого метода исследования мы не можем утверждать, что воздействие агрессивных видеоигр является причиной увеличения частоты агрессивного поведения. Мы знаем, что оба элемента встречаются одновременно, но может быть и другой, известный как «странная переменная».

 странная переменная это фактор, который одновременно влияет на два элемента, которые должны быть связаны в научном исследовании, и которые по разным причинам не были приняты во внимание. Единственный вид исследования, в котором можно утверждать, что нет никаких посторонних переменных, это экспериментальный

В этом случае, например, возможно, что дети, подвергающиеся жестоким видеоиграм, играют с ними, потому что их среда полна агрессии. Таким образом, они будут стремиться воспроизвести то, что они видят вокруг себя, играя в такие игры, а также ведя себя агрессивно..

Завершение исследования

Заключение мета-анализа отношений между видеоиграми и насилием, кажется, доказывает, что эти отношения действительно существуют. Однако необходимо собрать больше данных о причине этого влияния, если это возможно, с помощью экспериментального метода..

Микроскопия

Информацию в таблице «Методы цитологии» рекомендуется дополнить рассказом о световом и электронном микроскопах. Начало изучения микромира связано с изобретением первого светового микроскопа в 1590 году (братьями Янсен). Первые исследования клеточного строения живых организмов с помощью микроскопа выполнили Р. Гук (1665 г.) и А. Левенгук (1696 г.).

Исторически первый метод исследования в цитологии не растерял своего значения до наших дней. Современные методы изучения клетки — фазово-контрастная и интерференционная микроскопия. Разновидности световых микроскопов позволяют различать тонкие детали в живой клетке без ее фиксации и окрашивания.

Особенности метода электронной микроскопии:

  1. Внутри электронного микроскопа создают вакуум для того, чтобы пучок электронов не рассеивался.
  2. Для исследования необходимы предварительная фиксация и обезвоживание препаратов.
  3. После этого объекты заливают в плотную среду для выполнения тончайших срезов при помощи ультратонкого ножа — микротома.
  4. Изображение объекта фиксируется с помощью детектора электронов.

Какие методы используются в цитологии, во многих случаях зависит от особенностей объектов. Флуоресцентная микроскопия предназначена для изучения образцов с собственной флуоресценцией, таких как хлорофилл, который в синем свете флуоресцирует красным. Можно исследовать и другие объекты, предварительно окрасив их определенными флуоресцентными красителями.

Флуоресцентный и конфокальный микроскопы позволяют получать изображения некоторых объектов с максимальным разрешением. Трансмиссионный микроскоп дает изображение среза «на просвет». Сканирующий электронный микроскоп дает объемные изображения объектов.

В настоящее время жизнь клетки исследуют на уровне органелл, молекул и атомов. В цитологии используют методы молекулярной биологии, гистологии, микробиологии, биохимии, физиологии. Смежные науки развиваются в тесном контакте друг с другом. Подразделы биологии используют сходные методы исследования, а открытия в одной области оказывают влияние на развитие других дисциплин.

Смотри также: Что изучает цитология: цитология как наука, предмет изучения

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах

Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Виды методов исследования

В науке различают общенаучные и частнонаучные методы исследования. Если первые подходят для любой науки, то вторые — только для конкретных сфер, где можно применять лишь узкие исследовательские приёмы и принципы познания.

Также методы могут быть общими (те, которые используют во всём процессе исследования совершенно любых наук) и специальными.

Но самая основная классификация методов заключается в их разделении на две категории:

  1. Теоретические методы исследования. С ними автор осуществляет подробный анализ фактов, раскрывает закономерности, создаёт мысленные модели, использует гипотезы.
  2. Практические (эмпирические) методы исследования. С их помощью автор фиксирует и описывает факты явления, а также находит связь между ними.

Любой метод призван помогать автору искать истину, правильно понимать и объяснять нынешнюю ситуацию и даже способствовать её изменению.

Выбор используемого метода будет напрямую зависеть от определения объекта и предмета исследования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector