Как написать и оформить содержание дипломной работы по гост 2021: правила, образец

Содержание:

Примеры оформления ссылок на различные учебники и статьи

Если в работе использовался учебник для вузов какого-то автора, из которого были взяты главные определения или положения, то в перечне он будет выглядеть так:

Мальцев, Д.А. Основы права : учебник для вузов / Д.А. Мальцев. – СПб.: Астрель, 2013. – 375 с.

Учебник нескольких авторов оформляется так:

Ивлев, Ю.К. Экономика предприятия : учебник / Ю.К. Ивлев, А.С. Петров., М.: Академия, 2011. – 282 с.

Если учебное пособие выполнено, как труды нескольких ученых, объединенные одним редактором, то списке оно размещается в таком виде:

Экономическая теория : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Л.В. Ивановой. – М.:, Дрофа, 2010. – 350 с. Или:

Экономическая теория : учеб. пособие для студ. вузов / Е.В. Васильев, В.К. Петров, Л.А. Синицкий; под ред. Л.В. Ивановой. – М.: Дрофа, 2010. – 350 с.

Когда в работе использован один из томов многотомного издания, нужно указать, какой именно:

Сидоров, Э.Е. Экономика Т.2. Микроэкономика /Э.Е. Сидоров. – М.: Вербум-М, 2015. – 627 с.

Оформление статей из журналов выглядит следующим образом:

Свиридюк, Е.К. Способы выведения компании из кризиса /Е.К. Свиридюк // Записки об экономике. – 2013. – №7(15). – С. 12 – 22.

В таком случае называется автор, приводится название публикации, год выпуска, номер и страницы издания, где можно найти статью.

Предпочтительно, чтобы основная масса литературы, используемой в дипломной, была не старше четырех лет от года, в котором предстоит защищать диплом. Научные данные и разработки способны быстро устаревать.

Важный момент: книги одного автора размещаются в перечне подряд.

Как оформлять источники в дипломе?

Всю информацию, в которой содержатся данные об используемых источниках, необходимо расположить в порядке упоминания в работе. В основном тексте нумерацию выполняют арабскими цифрами без точки.

А вот и образец оформления списка литературы в дипломе:

Каждый новый источник пишут с новой строчки. Все эти рекомендации можно найти в разделе ГОСТа «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» от 2008 года. Именно в этом документе видно тонкую разницу между списком литературы и списком ссылок.

Оформление библиографического списка строится по хронологическому принципу. При этом литературу, которая лежит в основе исследования, располагают в порядке написания или публикации.

Иногда вузы комбинируют правила по оформлению списка используемой литературы для диплома. Они могут использовать то требования ГОСТа 2001 года, то 2003 года, а порой – правила оформления библиографического списка из разных ГОСТов.

И как в таком случае студенту нормально написать список литературы в дипломе? А точно так же: берите требования одного ГОСТа и следуйте им. По крайней мере, у вас всегда будет законное оправдание, если комиссия предъявит претензию.

Но общими всегда остаются следующие требования о том, как оформляется список литературы в дипломе:

  1. Все источники в списке литературы представлены в алфавитном порядке.
  2. В библиографии списке указаны все авторы, приведенные на обложке литературного источника.
  3. Первой идет фамилия автора, после – его инициалы.
  4. Каждый раздел списка литературы начинается с названия источников на родном языке, за ним следуют источники на иностранных языках.
  5. При оформлении списка литературы не допускаются опечатки и наличие грамматических ошибок.

Далее подробное руководство к тому, как писать литературный обзор к диплому.

Как оформлять статьи из журналов в списке литературы

Сначала пишут фамилию автора, его имя и отчество. Затем ставят точку и указывают название статьи. Следует слеш (косая наклонная линия справа налево) и указывают имя, отчество и фамилию автора, двойной слеш, за которым приводят название журнала.

После ставят точку и тире, за которыми проставляют год издания. Опять точка и тире, номер журнала. Снова точка и тире, указание количества страниц и точка.

Оформление электронных источников (сайта) в списке литературы по ГОСТу

Нередко у студентов возникают проблемы с тем, как оформлять электронные (интернет) ресурсы в списке литературы (пример можете увидеть ниже). Сначала указывают фамилию автора, его имя и отчество. После точки приводят электронный ресурс. После точки и тире следует ссылка на интернет-ресурс в списке литературы.

Как составить список литературы для диплома

  • по алфавиту – самый распространенный вариант;
  • в хронологическом порядке (по последовательности событий – для исследований по истории; по году издания – тоже преимущественно в работах, рассматривающих динамику изучения определенных вопросов, проблем);
  • в соответствии с главами дипломной работы;
  • тематическими блоками.

Последние три принципа систематизации применяются редко, и внутри групп издания располагаются либо по алфавиту, либо по хронологии. Независимо от того, какой способ выбран для оформления списка литературы, источники, использованные при написании работы, размещаются в порядке приоритета юридической силы:

  1. Международные законы, соглашения, договоры, конвенции.
  2. Конституция РФ.
  3. Федеральные нормативные акты:
    • постановления Конституционного суда;
    • кодексы;
    • законы;
    • указы президента;
    • постановления и распоряжения правительства;
    • решения Верховного суда;
    • приказы, письма министерств.
  4. Региональные нормативные акты в том же порядке, что и общегосударственные.
  5. Государственные стандарты (ГОСТы), СНиПы, СанПиНы, ТУ и т. д.
  6. Книги.
  7. Публикации в периодике.
  8. Электронные издания.
  9. Иностранные источники (иногда в методичках требуют завершать список указанием интернет-ресурсов, а зарубежных авторов указывать на предпоследней позиции).

Юридические акты располагаются в обратной хронологии – сначала самые актуальные, затем более ранние. Законы включаются в библиографию в последней редакции.

Сколько источников должно быть в списке, устанавливает вуз: обычно минимальная планка – 30, максимум находится в районе 50–60.

К электронным носителям у вузов разное отношение, поэтому увлекаться публикациями из Интернета не стоит: их может быть не более ⅓ списка (согласно среднестатистическим рекомендациям). Если текст работы доступен в печатном виде, лучше включить в перечень литературы именно бумажное издание, а не его цифровой вариант.

Требования к источникам

В большинстве методичек прописываются унифицированные критерии отбора литературы для дипломного или курсового исследования.

  • быть актуальными – то есть не старше 5 лет; книги, изданные в нулевых, 90-х годах и в еще более ранние периоды, включаются в список литературы в объеме не более 30 % и только в случае, если это обусловлено логикой исследования (например, когда вопрос рассматривается в ретроспективе);
  • полностью соответствовать теме диплома (или курсовой);
  • не входить в категорию учебников, справочников – допустимы минимальные отсылки к такого рода литературе, предпочтение следует отдавать новейшим статьям в специализированных научных журналах, монографиям, диссертациям, отчетам об экспериментах, материалам конференций и т. д.

Никто не запрещает при написании диплома штудировать учебники и тематические академические издания из разряда фундаментальных справочников. Более того, именно с них и надо начинать проработку вопроса, постепенно углубляясь в узкоспециализированные научные источники. На этапе перехода к статьям, диссертациям, монографиям и стоит приступать к формированию списка литературы – делайте заметки обо всем, что просматривали хотя бы краем глаза, именно этот черновик и станет основой будущей библиографии.

Лайфхак по подбору литературы

Быстро собрать актуальную «базу данных» по теме исследования поможет приложение Google Академия. Отыскать его можно в разделе «Все продукты»:

Достаточно ввести в строку поиска тему и задать параметры (год, язык и тип публикации и т. д.), чтобы получить самую актуальную подборку авторитетных научных изданий, с которыми можно ознакомиться через Интернет. Большой плюс – ссылка уже оформлена по ГОСТу.

Еще варианты эффективного поиска и подбора свежей литературы по теме:

  1. «КиберЛенинка» – последние научные статьи по разным отраслям знания (от аквакультуры до кибернетики и химических технологий) в открытом бесплатном доступе, и даже регистрация для просмотра не нужна.
  2. «Научный корреспондент» – библиотечная система свободного доступа, в которой публикуются не только уже защищенные курсовые, дипломные, но и вообще научные работы.
  3. Актуальные учебники и пособия по всем дисциплинам – удобные предметные подборки.
  4. E-Library – электронное собрание научных публикаций. Регистрация на сайте обязательна, в базе почти 40 миллионов статей, диссертаций, авторефератов и т. д., из которых больше 4 миллионов выложены для бесплатного доступа в полном варианте.
  5. ScienceDirect – каталог зарубежных книг и статей на английском языке.

Подготовительный процесс

Первое с чем сталкивается студент – выбор научного руководителя. Это преподаватель из университета, который его курирует. В обязанности такого человека входит – помощь, подсказки, предоставление дополнительной информации, список литературы по запросам, разбор теоретической и практической части.

Рекомендуется спросить у старшекурсников про того или иного преподавателя. Их опыт поможет вам выбрать хорошего руководителя. А он подскажет, как писать и защитить работу.

От выбора руководителя зависит сколько раз работа будет дорабатываться. Некоторым преподавателям не нравится, что вы думаете не их головой, не читаете мысли и не можете сразу выполнить задачи. Им не подходит ни оформление, ни изложение мыслей, ни объем работы. К защите курсовой боевого духа ни у кого нет.

Научный руководитель также ставит оценку на работу в рецензии. Если отзыв будет положительный, то на защите проблем не возникнет. А при плохой рекомендации приемная комиссия начнет задавать вопросы и вам придется самостоятельно отстаивать собственные знания.

Дальше студенты сталкиваются с:

  • Выбором темы – знания, как написать дипломную работу, не помогут в определении направления. Нужно выбирать ее по интересам, предыдущим проектам, исходя из будущих планов, по рекомендации преподавателя.
  • Написанием плана – к 5 курсу у человека появляется масса информации в голове, которую сложно систематизировать. Сначала для написания диплома нужно сделать небольшие шаблоны и наметки. На их фоне создается вся работа. План помогает систематизировать знания, раскрыть полностью тему, подобрать методологическую базу, последовательно излагать мысли.

На пути к написанию дипломной, диссертации или курсовой нужно четко составлять план работы. Она состоит из таких частей:

  • Введение.
  • Теория.
  • Практика.
  • Доказательства научной новизны.
  • Заключение.
  • Выводы.
  • Список литературы.
  • Приложения.

Каждая часть расписывается и логически завершается. На основе этого плана составляется содержание и дополняется подпунктами.

Советы, как написать диплом

Каждый раздел работы согласуйте с научным руководителем. Если научник будет вами доволен, в своем отзыве он порекомендует поставить “отлично”. А именно на этот документ ориентируется комиссия.

Не забывайте про проверку на уникальность. Сначала проверьте работу, внесите правки, а только потом распечатывайте.

Если вы понимаете, что тема для вас слишком сложная, лучше сразу прийти к научнику. Он поможет выбрать тему попроще и написать заявление на изменение темы.

Вся работы, вне зависимости от темы, пишется строго научным языков. Приветствуется использование клише, которые позволят структурировать мысли.

Как структурировать источники в списке литературы проектной работы

Если в списке присутствуют нормативные акты, они располагаются в начале списка литературы в следующей последовательности:

  • международные акты, действующие на территории Российской Федерации в зависимости от юридической силы они располагаются в следующей иерархии:
    • конвенция;
    • договор;
    • пакт;
    • декларация;
    • хартия;
    • резолюция;
  • Конституция Российской Федерации;
  • кодексы;
  • федеральные законы;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • нормативные акты министерств и ведомств;
  • законодательные акты субъектов Российской Федерации;
  • нормативные акты зарубежных государств;
  • нормативные акты, утратившие силу (недействующие).

Все нормативные акты располагаются в хронологическом порядке (от старого к новому), при этом необходимо ориентироваться на дату принятия документа, а не на дату последней редакции, например, если в проекте приведена информация из Уголовного кодекса (принят в 1996 г.) и Семейного кодекса (принят в 1995 г.), первым в списке литературы должен находиться Семейный кодекс, затем Уголовный кодекс.

После нормативных актов (при их наличии) располагаются остальные источники информации, использованные при подготовке проектной работы, располагать их следует в алфавитном порядке (по фамилии автора или названию работы).

Литобзор в дипломе: примеры

Анализ литературы в дипломной работе не всегда нужно выносить в отдельный раздел. Часто все можно написать во введении диплома. Обзор литературы должен быть логично связан с актуальностью работы и научной новизной. Кстати, читайте подробнее о введении и о том, что в нем должно быть. 

Посмотрим на примеры реальных литературных обзоров в дипломах.

Лайфхак. Литературный обзор удобнее составлять по ходу написания работы. Так же, как и расставлять ссылки и сноски на литературу.

Пример №1. Литературный обзор в дипломе 

Рассматривая историю российской эмиграции с момента появления первых русских эмигрантов,  уделяется особое внимание периоду 1920–1930-х гг., названного временем культурного расцвета русской эмиграции в Шанхае. Китайсий исследователь Ван Чжичэн отмечает значительный вклад российской интеллигенции в формирование системы среднего и высшего образования в Шанхае, а также в создание общественных и профессиональных союзов, благотворительных организаций

Монография Ван Чжичэна — результат более чем 10-летней работы автора над периодикой 1920–1930-х гг. на русском, китайском и английском языках и архивными материалами российской эмиграции, сосредоточенными в архивохранилищах не только Китая, а также США и других стран российского расселения. 

Пример №2. Литературный обзор в дипломе

В настоящее время в России издано лишь три книги по истории Дании  общего характера. Датскими историками проблема изучена достаточно глубоко. Создана подробная хронология истории Дании. Датские историки признают, что Дания вступила в полосу экономического кризиса  примерно с 1340-хгг. Причем это не было связано с первой волной пандемии «Черной смерти».

Исследование истории Дании датскими историками началось еще в19 в., в связи с ростом национального самосознания, интереса к историческому прошлому своей страны. Нужно упомянуть такие труды как Hammerich, «D. under Adelsvaelden (с 1523 по 1660)» (1864-59), « История датской Церкви с Реформации» Helveg. Но эти работы в России не издавались и на русский язык не переводились. Это большая потеря для российских  исследователей, т.к. историческая наука в Дании находится на высоком уровне. 

Основным источником по истории Дании в настоящее время в России является коллективная монография «История Дании». Новые исследования публикуются в двух специализированных журналах по истории Дании «Danske Magazin», изд. с 1746 г., и «Historisk Tidsskrift», изд. с 1840 г.

Примеры выше вполне подходят для обзора литературы, который может занимать несколько абзацев во введении. А вот пример по-настоящему большого литературного обзора, знимающего целый раздел работы.

Мы постарались кратко и понятно рассказать о том, как написать литературный обзор для дипломной работы. Понятное дело, что хороший обзор литературы в дипломной работе пишется долго, и на практике для написания хорошего литобзора за чтением учебников придется провести не один час. Если у вас возникнут вопросы – обращайтесь в профессиональный сервис для студентов за ответами и консультацией.

Элементы структуры диплома

Следует придерживаться такой структуры диплома на ранних этапах составления плана диплома, а впоследствии возможна корректировка отдельных пунктов. Необходимо отметить, что подобные действия можно осуществить самостоятельно.

Кроме того структура диплома включает дополнительные элементы, не относящиеся напрямую к тексту диплома: титульный лист, содержание, список литературы и приложения. Это дополнительные элементы, которые можно выделить в структуре диплома. Нормативные документы: задание на диплом, рецензия, отзыв и т.п. — в структуру диплома не входят.

Основная часть в структуре диплома состоит из теоретической, аналитической и практической глав. Раскрытие темы дипломной работы следует начать с внимательного изучения современных научных разработок в тематической области проводимого исследования, установить степень проработанности темы, найти возможные различные точки зрения экономистов по изучаемым в рамках диплома вопросам. Результаты этой части исследования должны быть отражены в теоретической главе в рамках структуры диплома.

Затем, согласно оговоренной структуре, во второй главе необходимо провести подробный анализ фактических данных о состоянии исследуемого объекта в соответствии с предметной направленностью дипломной работы и применительно к теме диплома. На основании проведенного анализа сделать выводы о проблемах, существующих в этой системе. Результаты данного исследования должны найти отражение в аналитической части дипломной работы. Выводы по результатам анализа можно оформить в виде отдельного параграфа в дипломе, либо же вынести их в отдельный раздел второй главы диплома под заголовком «Выводы».

Третья глава носит прикладной характер и направлена на совершенствование исследуемого в дипломе объекта. После проведенного анализа предмета диплома во второй главе, необходимо перейти к выработке самостоятельных предложений по совершенствованию исследуемой (исследуемого) системы (объекта, процесса, явления) и решению выявленных проблем, моделированию последствий внедрения предлагаемых мероприятий, рекомендаций и расчету их экономической эффективности. Это составляет основу структуры проектной главы.

Таким образом, структура диплома состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав: теоретической, аналитической и проектной, заключения, списка использованной литературы и приложений. Непосредственно текст исследования в структуре диплома оформляется в виде введения, основной части и заключения. Использовать дополнительные сведения вне этих разделов нецелесообразно.

Как сделать сноски в дипломе

Сноски оформляются шрифтом того же или на кегль меньшего размера, что и вся работа, и помещаются внизу страницы. Между основным текстом и подстрочной ссылкой делается отступ в один интервал и проводится разграничительная черта. Сноски удобно делать автоматически в редакторе Word (через меню «Вставка»).

Подробная инструкция есть на официальном сайте технической поддержки MS Office.

Обычно сноски нумеруются в пределах страницы, но допустима и сквозная нумерация во всей дипломной работе или отдельных ее главах.

Символ сноски размещается перед знаками препинания, а если сочетается с вопросительным или восклицательным знаком и многоточием, то после них:

  • в исследовании1;
  • актуальная редакция*;
  • не смешивать!*;
  • статья…2.

В случае если предложение заканчивает слово с точкой, обозначающей сокращение, то сноска ставится после нее:

…в 1945 г.3 Через год…

Больше трех астерисков (звездочек и других символов) на одной странице не рекомендуется использовать.

Сноски в дипломной работе: пример оформления

Если подряд цитируется один и тот же источник, во второй и следующих сносках его название не повторяется.

Сноски для указания:

статьи

сайта

В методических инструкциях кафедры по написанию дипломной или курсовой работы могут быть и другие правила оформления ссылок и сносок. Обычно они касаются расстановки знаков препинания, использования определенных стилей и размеров шрифта, но в целом все внутривузовские нормативы повторяют требования государственного стандарта.

Правила для расположения нормативных актов

Первым списке прописывают международные акты, ратифицированные РФ (начиная с документов ООН). Второе место отведено под Конституцию России, третье – под Кодексы. Далее – федеральные законы. За ними – Президентские указы и Постановления Правительства России.

Седьмыми по списку идут письма, приказы, и всяческие указания отдельных федеральных ведомств и министерств. Восьмыми являются Законы РФ. Девятые в перечне – распоряжения губернаторов, а десятые – областных (республиканских) правительств.

На одиннадцатом месте – постановления судов (Верховных и других). Завершают перечень законодательные акты, вступившие в силу.

Федеральные законы в списке указываются в таком формате:

Федеральный закон от № «» //

В перечне законы располагаются только по дате принятия (а не в алфавитном порядке).

Составляем список использованных источников в 5 простых шагов

Чтобы легко составить список литературы для курсовой, дипломной, выпускной квалификационной работы, достаточно действовать по этому плану из 5 шагов:

Шаг 1

Если пул источников уже имеется (его создание мы описывали в разделе «С чего начать составление списка литературы для дипломной работы»), то нужно подогнать их под соответствие правилам. Вооружаемся ГОСТ 7.1-2003 и пробегаемся с правками по указанным в перечне литературным и периодическим документам.

Если пула нет, то берем в руки ГОСТ 7.1-2003 и описываем использованные документы по схемам из файла Пример 1.docx (cкачиваний: 39)
, не забывая поглядывать за разъяснениями непонятных типов данных в госстандарте. Сразу поясним, что описания в библиографии бывают разными:

  1. Одноуровневое. Его составляют на отдельный документ или другую единицу из многотомника/периодики. Проще говоря, этот тип записи используется для описания одной книги/журнала/статьи. Также, если описывают многотомник, как единое целое, то тоже делают одноуровневую запись, но в дипломной или курсовой работе это практически не требуется.
  2. Многоуровневое. Этот тип записи составляется на документ, состоящий из множества частей — например, на многотомник и его том(а). Также оно может применяться для периодики — например, если вы использовали для исследования несколько номеров специализированного журнала.
  3. Аналитическое библиографическое описание делается для составной части документа, представляющей собой самостоятельный источник информации — статья, рассказ, выделенный для библиографической идентификации участок текста.

Пример 1.docx (cкачиваний: 39)

Работать по схемам очень удобно. Данные, которые не указаны на титульном листе источника информации (в т.ч. и на его обороте, где обычно расположена аннотация) не пишем. Знаки пунктуации забираем из соответствующей строки таблицы копипастом. Что из этого должно выйти, можно посмотреть в «Пример 3».

Пример 2.docx (cкачиваний: 12)

Шаг 2

Составляем описание на электронные версии источников — сайты, диски. На них тоже есть стандарт библиографической записи, и если на лицензионных CD в некоторых случаях еще может присутствовать готовый вариант, который можно скопировать, то сайты крайне редко заморачиваются подобными вещами. В принципе, ничего сложного нет — вооружаемся ГОСТ 7.82-2001, и вперед.

Источником информации о документе могут являться как контейнер, в котором лежит электронный документ, так и страничка в сети Интернет. Если это сайт, то в области «Примечание» (см. схему в «Пример 2») пишем «Режим доступа: ссылка на страницу с документом». Например, «Режим доступа: http:// www. example. org».

Также ГОСТ позволяет добавить пафоса английским сочетанием «Mode of access: ссылка на страницу». Например, «Mode of access: http:// www. example. org».

Пример 3.docx (cкачиваний: 13)

Как и в случае с обычными библиографическими записями, просто меняйте в схеме соответствующие части на названия и не указывайте той информации, которой нет на ресурсе. Как это выглядит «вживую» можно посмотреть в документе «Пример 4».

Пример 4.docx (cкачиваний: 15)

Шаг 3

Перед окончательным оформлением проверьте, все ли источники указаны в тексте и допишите названия отсутствующих книг/статей в соответствующие места в отчете. Вы же помните, что все источники должны упоминаться в тексте работы?

Шаг 4

После того, как мы убедились, что в тексте работы есть все документы, а их описания соответствуют стандартам, можно окончательно сформировать список литературы. При оформлении структуры могут возникнуть такие трудности, как необходимость распределить источники по типам. Приоритеты расставляются так:

  1. Нормативно-правовые акты, законы, указы, приказы и прочие юридические документы.
  2. Книги, учебники.
  3. Статьи.
  4. Электронные ресурсы на физических носителях.
  5. Электронные ресурсы из сети Интернет.

Шаг 5

Как только вы расставили и пронумеровали всю литературу в списке, нужно увязать источники с исследованием. Выделяете название первого документа и прожимаете комбинацию ctrl+C -> ctrl+F -> Ctrl+V. Таким образом проходим весь список. Теперь ваш перечень использованных источников связан со ссылочным аппаратом ВКР, и вы почти не потратили на это усилий.

Пример 5.docx (cкачиваний: 52)

Чтобы узнать, как правильно оформить остальные структурные элементы — ознакомьтесь с нашей статьей по правильному оформлению дипломной работы.

Пример структуры диплома (проекта) по экономике, маркетингу, менеджменту

Раздел Типовая структура Количество страниц
1. Введение 3–5
2. Основная часть
  1. Теоретическая глава

    1. Характеристика современного состояния исследуемой проблемы
    2. Методология решения проблемы
    3. Выбор и обоснование инструментария
15–20
9–10
4–5
4–5
  1. Аналитическая глава

    1. Краткая характеристика объекта исследования
    2. Анализ его производственной системы (схемы хозяйственной деятельности, маркетинговой политики) или порядка управления
    3. Факторы и причины, препятствующие эффективному функционированию исследуемого объекта/предмета
    4. Выводы из проведенного анализа
20–25
4–5
12–15
3,5–4
0,5–1
  1. Проектная глава (часть)

    1. Формулирование задач и обоснование предполагаемых мероприятий
    2. Проектирование или рекомендации по усовершенствованию деятельности (экономической, управленческой, маркетинговой) объекта – зависит от темы исследования
    3. Расчет экономической (социальной) эффективности предложенного проекта или разработанных рекомендаций
    4. Мероприятия по внедрению
20–25
2–5
10–15
4–5
4–5
3. Заключение 3–5
4. Список источников 2–5
5. Приложения 10–15
Всего: 65–85 (без приложений)

Введение

Во вступительном разделе ВКР по экономике, менеджменту, маркетингу чаще всего устанавливаются географические, социальные, административные, хронологические и другие границы исследования, за которые автор не намерен выходить. Цели/задачи; объект/предмет; значимость/методы – по умолчанию.

Основная часть

Описывает путь, проделанный для достижения цели, другими словами, раскрывает поэтапное решение заявленных во введении задач: изложению того, как выполнялись крупные, отводятся главы, повествованию о том, что делалось для реализации промежуточных, – параграфы.

Теоретическая глава

В ней представляются:

  • предмет и объект исследования, динамика их эволюции и современное состояние;
  • внешние и внутренние факторы, оказывающие непосредственное воздействие на объект/предмет, и механизмы их влияния;
  • законодательная база, регулирующая все вопросы, касающиеся темы;
  • уровень разработанности темы и ее нерешенные аспекты;
  • понятийный аппарат.

Аналитическая глава

В этой структурной части диплома должно быть больше конкретики: цифры и факты, характеризующие предприятие или рассматриваемый процесс/явление. Отобранный материал анализируется с помощью современных научных методов, чтобы выявить направление развития объекта/предмета исследования, найти недостатки в его функционировании (состоянии) и, главное, наметить пути решения проблемы. Результаты и сформулированные выводы должны стать крепким фундаментом, на котором выстроится стройная система предложений – для их изложения предназначена третья глава.

Практическая (проектная) глава

По сути, это руководство к действию. Содержит конкретные, экономически обоснованные рекомендации по улучшению состояния дел и прогноз развития объекта/предмета. Каждая из глав обычно завершается промежуточными выводами, которые служат логической связкой между элементами структуры основной части дипломной работы и «конспектом», с опорой на который будут подводиться окончательные итоги.

Заключение

Содержит систематизированные выводы и перечень предлагаемых мер (для конкретизации плана, как правило, указываются их адресаты – федеральные, региональные или муниципальные органы власти, отделы предприятий и т. д., которым следует реализовывать предложения и рекомендации). Заключение обязательно должно пояснять прикладную значимость диплома в целом.

Библиография

В перечень включаются все использованные для написания источники. На каждый из них должна присутствовать ссылка в тексте. Структура этого раздела стандартна для всех ВКР:

  • первыми располагают нормативно-правовые акты (международные – федеральные – региональные – муниципальные – локальные);
  • затем – научную и справочно-методическую литературу;
  • завершают список электронные источники.

Приложения

В этот раздел включаются:

  • первичные материалы, послужившие базой исследования – статистические сводки, бухгалтерская документация, договоры, анкеты и другие документы;
  • расчеты, выполненные автором;
  • оформленные в объемные таблицы и диаграммы цифровые данные и фактические сведения, которыми автор оперировал в аналитической главе.

Наличие качественных приложений демонстрирует фундаментальность проработки темы и подтверждает обоснованность выводов, сформулированных в заключении.

Лайфхаки увеличения и уменьшения объема

Несколько ценных советов никогда не помешают, чтобы работа была успешно сдана:

  • увеличить количество страниц в исследовании гуманитарного профиля можно с помощью усиления аналитического аспекта каждого события (детализация причин и последствий);
  • объем работы станет немного больше, если детально указывать источник информации в самом тексте.

Все способы уменьшения контента рассмотрены выше, поэтому в этом аспекте что-то добавить сложно.

Таким образом, размер выпускной работы зависит от образовательного уровня, на который претендует соискатель, и от сложности тематики.

Как ускорить написание дипломной работы смотрите в следующем видео:

Как подобрать актуальную литературу для курсовой

Важно не только, сколько источников в курсовой, но и насколько они соответствуют теме. Следуйте нашим советам:

  1. Не используйте слишком много учебников, отдавайте предпочтение научной литературе.
  2. Подберите несколько зарубежных источников, это покажет, что вы анализировали международный опыт.
  3. Находите последние версии изданий, в них наиболее точная и актуальная информация.
  4. Ищите статьи в наукометрических базах, туда включают качественные публикации.
  5. Включайте в библиографию публикации учёных из вашего вуза, комиссия оценит такой подход.

Узнать больше о том, где найти источники для библиографии, можно в нашей статье.

Теперь, когда вы знаете, сколько источников нужно для курсовой, осталось правильно его оформить. А если с этим или любым другим этапом возникли проблемы, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты отлично справляются даже с самыми сложными учебными задачами.

Сколько литературных источников должно быть в курсовой

Точный ответ на вопрос «сколько в курсовой должно быть источников литературы» зависит от вуза и даже конкретной специальности. Возьмите на кафедре методические указания по выполнению курсовой и внимательно изучите это пособие: там написано, как правильно оформлять разные части работы, в том числе — список источников.

Если о количестве источников в курсовой нет информации, проконсультируйтесь с научным руководителем. Он же поможет и с самим подбором литературы, посоветует последние публикации по выбранной теме.

Как правило, количество источников в курсовой работе больше чем в реферате, но меньше, чем в дипломной и составляет 20-25 позиций. В этот перечень входят:

  1. Учебники и пособия.
  2. Законодательные акты.
  3. Монографии.
  4. Авторефераты или полные тексты диссертаций.
  5. Научные публикации из сборников и специализированных журналов.
  6. Электронные ресурсы.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Количество источников в курсовой работе по ГОСТу точно не указано: лучше уточните этот момент у научного руководителяЕсли при написании курсовой студент анализирует конкретные материалы (статьи из СМИ, судебную практику и пр.), их также включают в список источников, тогда его объём увеличится на 5-10 пунктов.

Что касается расположения источников в библиографии, существует 3 подхода:

  • в алфавитном порядке по фамилиям авторов;
  • сначала по категориям (отдельно нормативно-правовые акты, учебники и пр.), а внутри блоков — по алфавиту;
  • в порядке упоминания литературы в работе.

О том, какой способ принято использовать на вашей кафедре, также можно узнать из методических рекомендаций или у научного руководителя. Заранее уточните требования к актуальности литературы: иногда преподаватели настаивают, чтобы студенты использовали источники не старше 5-10 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector